Почему я стал богаче или беднее?
Не все то прибыль, что попало в кошелек.
Лоренс Стерн

В газете «Частный предприниматель» № 16 (с. 29) мы рассмотрели, что такое учет для собственника, зачем он нужен. На примере мы составили «Отчет о финансовом состоянии» (Баланс), позволяющий увидеть реальное состояние дел в бизнесе предпринимателя.

Финансовый результат бизнеса (т. е. прибыль или убыток за определенный период времени) можно увидеть как в Балансе, так и в «Отчете о прибылях и убытках» (ОПУ). Тогда зачем нужно составлять два отчета? При сравнении сумм активов вы сравниваете состояние бизнеса на два момента времени – на начало и конец отчетного периода. Это сравнение не даст полной картины того, что происходило с компанией в течение данного периода. Ведь предпринимателя интересует не только вопрос о том, стала ли компания богаче или беднее, он так же хочет знать – почему я стал богаче или беднее.
Баланс показывает состояние компании на определенный момент, а ОПУ – как получен финансовый результат за период.

В чем же отличия между Балансом и ОПУ?
Баланс отвечает собственнику на вопросы:
Насколько обеспечена компания необходимыми материальными благами?
Насколько богата компания на сегодня?
Какая часть активов принадлежит компании или собственнику?
Сколько долгов имеет компания?
Где деньги собственника? Что происходило с компанией в течение периода?

ОПУ отвечает собственнику на вопросы:
Почему я стал богаче или беднее?
Какие виды хозяйственной деятельности сделали компанию богаче?
Какие хозяйственные операции делают компанию беднее?
Какие виды затрат постоянные, а какие переменные?

Чтобы составить ОПУ, нам нужно разобраться с терминами.
Доходы – это сумма, на которую мы отгрузили товар и/или оказали услугу, не зависимо получили ли мы за это деньги в кассу. Учитываются в ОПУ по дате совершения продажи. Можно получить данные по видам хозяйственных операций, которые сделали компанию богаче. При продажах по 100% предоплате сумма дохода равна сумме выручки. Проверить сумму дохода можно путем умножения цены реализации на количество проданных единиц.

Себестоимость (переменные расходы) – это расходы, которые мы понесли для приобретения (создания) товара и/или услуги для последующей продажи. Например:
– стоимость товара, по которой мы покупаем у поставщика;
– стоимость доставки товара от поставщика на склад;
– стоимость упаковки товара;
– расходы на оплату труда грузчиков, привлеченных в выгрузке данного товара. Список таких затрат будет изменяться в зависимости от специфики бизнеса и от принятой учетной политики в вашем бизнесе.
Обратите внимание: себестоимость не может быть ниже цены закупки умноженной на количество товара.

Маржинальный доход – это разница между суммой доходов и себестоимостью.

Постоянные расходы – это расходы, которые есть в бизнесе независимо от того есть ли продажи. Например: аренда офиса и склада, услуги связи, интернет, проценты банку за пользование кредитом и др. Список этих затрат может быть наполнен статьями, наиболее актуальными для понимания хозяйственных операций, которые делают компанию беднее.

Финансовый результат – прибыль или убыток. Этот показатель обязательно должен быть равен аналогичному показателю в Балансе. Если того равенства нет, нужно искать ошибку. Возможно, неверно составлен Баланс или не все расходы учтены в ОПУ.
Важно: чтобы составить ОПУ должны быть собраны все квитанции и счета по каждой отдельной хозяйственной операции, которые сделали компанию богаче или беднее.

Обратите внимание: не все денежные затраты отражаются в составе расходов.
Например, приобретение торгового оборудования требует денежных затрат, но в расходы бизнеса не попадут. Просто поменяется статус Актива: деньги станут основным средством.
Расчеты по долгам – это тоже денежные затраты, но как расходы в ОПУ за анализируемый период эти операции не отражаются.

Составляя всего два несложных отчета, вы сможете ответить себе на вопросы, которые интересуют всех предпринимателей и собственников бизнеса:
– сколько денег в бизнесе?
– где деньги?
– сколько внешних долгов?
– какие продажи приносят доход, а какие убыточные?
– какие расходы постоянно нужно оплачивать и в какой сумме?
В следующих статьях блога мы рассмотрим основные финансовые показатели, которые необходимо рассчитывать для того, чтобы понять – почему, будучи успешной в прошлом году и имея блестящие планы развития, компания вдруг оказывается в числе аутсайдеров?
Получайте информацию о новых статьях 1 раз месяц
Только полезная информация об управленческом учете, бизнес-планировании, ответы на ваши вопросы.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda